Нормативно-правовая регулирование в сфере противодействия распространению ВИЧ-инфекции

Российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции включает

  • Федеральное законодательство
    • Конституция Российской Федерации
    • Федеральный закон № 38-ФЗ от 30 марта 1995 года «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.), гарантирующий универсальный доступ граждан к полноценному комплексу услуг при ВИЧ-инфекции
    • Кодексы: Семейный, Трудовой, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Об административных правонарушениях
    • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
    • Федеральный закон «О государственной социальной помощи»
    • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
    • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
    • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
    • Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
    • Закон РФ «О вынужденных переселенцах»
  • Законодательство субъектов Российской Федерации
  • Нормативные правовые акты субъектов и муниципальных образований

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в основных своих положениях соответствует международным рекомендациям и содержит широкий круг гарантий, обеспечивающих права людей, живущих с ВИЧ, и направленных на профилактику распространения ВИЧ-инфекции среди населения страны.

Положения закона были конкретизированы и детализированы, в основном в ведомственных нормативных актах и решениях Минздравсоцразвития России и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, см. подборку нормативных документов федерального уровня, регламентирующих различные аспекты противодействия распространению ВИЧ-инфекции в России.

Основные направления, объемы финансирования, целевые индикаторы в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции определены в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Финансирование мероприятий осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также из внебюджетных источников. (Программы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012 годы) и Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 гг.)»

Среди основных международных документов следует отметить

  • Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, подписанную Россией в 2001 году в ходе Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В декларации содержится призыв «развивать и осуществлять межсекторные национальные стратегии и финансовые планы для борьбы со СПИДом».
  • Цели развития тысячелетия, одобренные на Саммите тысячелетия в 2000 году, включая Цель № 6 «Остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости»
  • Обязательства стран «Группы восьми», направленные на обеспечение всеобщего доступа к профилактике, лечению и уходу при ВИЧ/СПИДе

В настоящее время принято считать, что борьба с ВИЧ-инфекцией остается одним из государственных приоритетов в сфере здравоохранения. В частности, задача по снижению числа новых случаев ВИЧ-инфекции была поставлена в начале реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а также при разработке Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 гг.)». Однако приоритетность борьбы с одной из основных причин развития эпидемии – распространением ВИЧ-инфекции среди ПИН – на государственном уровне учитывается недостаточно, в частности в рамках принятой в 2010 году Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

По оценочным данным, сегодня в России доступ к программам профилактики имеют менее 30% представителей уязвимых групп, тогда как согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения эта цифра должна составлять не менее 60% целевой группы. Данная ситуация содействует дальнейшему распространению ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп и, как следствие, ускорению темпов развития эпидемии в обществе.